Высшее образование как защита от печальных последствий множественного склероза.

05.07.2013

Множественный склероз (далее «МС») – прогрессирующая иммунологическая болезнь, которой подвергается в первую очередь головной мозг. К её негативным последствиям относятся: нарушение селективной памяти, рабочей памяти, исполнительного функционирования, скорости восприятия мозгом какой-либо информации, а также расстройства долговременной памяти. Всё вышеперечисленное, вне всяких сомнений, не лучшим образом влияет на повседневную жизнь больного, затрагивая такие её аспекты, как, например, работа по дому, поддержание межличностных взаимоотношений, работа практически на любой должности и так далее.

В ходе данного исследования, учёные в первую очередь занялись изучением функций, которые выполняет когнитивный резерв – грубо говоря, попытки мозга как-то компенсировать ущерб, нанесённый болезнью и сконцентрироваться на том или ином виде выполняемой деятельности. Согласно результатам предыдущих аналогичных исследований, развитие когнитивного резерва служило своего рода защитой от упадка когнитивных функций, наступающего с развитием МС. Однако до настоящего момента все подобные исследования, как правило, основывались на проверке вокабуляра (т.е. активного словарного запаса) его участников. На этот раз учёные решили пойти другим путём: вместо вокабуляра внимание в первую очередь обращалось на уровень образования и на успехи в работе. Ими было выдвинуто предположение о том, что трудовой опыт того или иного человека может очень способствовать развитию когнитивного резерва – и таким образом, снижает риск возникновения болезни Альцгеймера.

Вторичной же целью исследователей стало изучение того, как хроническое утомление может сказаться на когнитивном развитии. Утомление негативным образом сказывается на нашей повседневной жизни – и впоследствии влечёт за собой упадок когнитивных функций.

В научном эксперименте приняли участие 50 человек с диагнозом «Множественный склероз».

Также присутствовала контрольная группа, которая включала в себя 157 человек, не страдающих какими-либо расстройствами психиатрического или неврологического плана. Участники обеих групп были одного пола, примерно одного возраста и уровня образования. Средний возраст составил 40.41 лет (± 9.67), при этом количество лет, которые тот или иной участник посвятил образованию, составило в среднем 12.37 (± 4.42).

Для оценки развития когнитивных функций использовался так называемый «Пошаговый Серийный Модифицированный Тест» (или PASAT), в ходе которого участнику показывается очерёдность цифр, и тот должен сложить те две цифры, которые он видел последними. Данный тест позволяет очень хорошо определить, наблюдается ли у участника упадок когнитивных функций, присущий МС – так как он затрагивает как рабочую память человека, так и способность к быстрой обработке информации. Ну а утомление участников, в свою очередь, измерялось и оценивалось посредством методики MFIS («Модифицированный Детектор Воздействия Утомления»), с помощью которой можно определить влияние утомления на физическое, когнитивное и психологическое функционирование.

Из 50 участников первой группы, 17 окончили менее чем 11 классов средней школы, остальные 33 получили среднее специальное, высшее неоконченное или высшее образование. Участники обеих групп также прошли несколько коротких тестов на бдительность, тревожность и селективное внимание. Тесты не выявили абсолютно никаких различий между участниками обеих групп.

Также в зависимости от рода деятельности все участники эксперимента были поделены на две группы: низшая (в которую вошли студенты, домохозяйки, банковские или офисные работники, а также работники в сфере торговли, при этом не обладающие какими-либо профессиональными знаниями) и высшая (в которую вошли бизнес-менеджеры, правительственные чиновники и люди со строго специализированной областью знаний, профессионалы в своей сфере) – в зависимости от того, насколько та или иная профессия была сложной в когнитивном плане и насколько значительного развития когнитивных функций она требовала. Затем все участники были поделены ещё на две группы: низшая профессия – низкий уровень образования, низшая профессия – высокий уровень образования, высшая профессия – высокий уровень образования.

Как заметили учёные при проведении теста PASAT чем выше была скорость отображения цифр на экране, тем более показательными были результаты его прохождения участниками. Оказалось, что участники с более низким уровнем образования получили значительно более низкие результаты, нежели участники с более высоким уровнем образования. Что же касается разделения на группы в зависимости от профессии – оно оказалось бессмысленным, так как зависимость результатов от профессии (кстати, равно как и от уровня утомляемости) не была выявлена.

«Подводя итог, можно сказать, что чем ниже уровень образования, тем выше риск нарушения когнитивных функций в случае возникновения МС. И напротив, высокий уровень образования служит защитой от нарушения когнитивных функций», прокомментировала Элизабетта Ладавас, кандидат медицинских наук и директор Научно-Исследовательского Центра Когнитивной Неврологии, а также профессор кафедры Психологии Университета Болоньи (Италия).

В заключение она добавила, что «Благотворный эффект, который образование оказывает на когнитивный профиль больных МС ни в коем случае не должен быть оставлен без внимания и должен учитываться в будущих научных изысканиях в данной области. Также установленная нами взаимосвязь может найти и практическое применение в медицине и явить собой способ хотя бы частично устранить симптомы МС».

Эта игра запрещена для пользования в гостевом режиме.
Пожалуйста авторизуйтесь или, если Вы новый пользователь,  зарегистрируйтесь. Это бесплатно!

Успехов!