• Чтобы запомнить новое, надо забыть старое.
    29.06.2014

Японско-канадская группа нейробиологов исследовала, как и в каких условиях старая информация стирается из памяти. Разносторонние поведенческие эксперименты на мышах, а также гистологические анализы показали, что активный нейрогенез стимулирует забывание. Нейроны растут значительно активнее у молодых особей, также их рост можно активировать или затормозить с помощью химических препаратов. Во всех случаях ускорение или замедление нейрогенеза сказывается на скорости забывания прежней информации.

• Лечение дисбактериоза кишечника снимает симптомы аутизма.
    27.06.2014

Американские ученые исследовали взаимосвязь между кишечной флорой и проявлениями симптомов аутизма. Они опирались на экспериментальные данные, полученные на мышах-аутистах. Им удалось показать, что восстановление здоровой микрофлоры с помощью добавления в пищу бактерии Bacteroides fragilis сглаживает такие симптомы аутизма, как повышенная тревожность, стереотипные движения, уменьшение голосовых контактов. При этом другие симптомы — асоциальность, предпочтение знакомых особей — остаются без изменений. Также у мышей-аутистов выделено особое вещество нарушенной кишечной микрофлоры, которое само по себе повышает тревожность. Специалисты считают, что данное исследование указывает новый путь в поиске препаратов, корректирующих симптомы аутизма. Но в любом случае оно приоткрывает сложнейшую сеть взаимодействий, превращающих живой организм в единое целое.

• Молекулярные основы долговременной памяти теперь перестали быть загадкой.
    22.06.2014

У человека и животных известны кратковременная и долговременная память. Кратковременная память связана с фосфорилированием ряда белков в нейронах в ответ на их стимуляцию, что приводит к изменению «силы» синапсов. По мере того как модифицированные белки выводятся из оборота, событие забывается, если только не фиксируется в долговременной памяти. Очевидно, что механизм долговременной памяти принципиально отличен и должен базироваться на изменении, способном сохраняться очень долго. Но каком? Несколько лет назад было предположено, что таким изменением является переход в амилоидное состояние белка CPEB (Orb2 у мушки дрозофилы). И вот, наконец, эта гипотеза получила убедительное подтверждение. Американские биологи показали, что стимуляция нейронов у дрозофилы приводит к амилоидной олигомеризации белка Orb2, а мутации, нарушающие его олигомеризацию, также нарушают и долговременную память.

• Найдено лекарство от прокрастинации.
    19.06.2014

В настоящее время большое количество некогда опасных заболеваний больше не угрожает существованию человечества, и на первый план выходят болезни, которые не опасны для жизни человека как таковой, но могут отравить ему существование, испортить его социальную жизнь и таким образом разрушить здоровую структуру общества. Среди таких «тихих убийц» особое место занимает прокрастинация — опасное нарушение поведения, при котором человек не в состоянии вовремя выполнять нужные действия.

• За принятие предвзятых решений отвечает гиппокамп.
    17.06.2014

Американские нейропсихологи частично расшифровали механизм принятия решений в незнакомой ситуации, когда мы не можем ни положиться на прошлый опыт, ни просчитать результат на основе надежных данных. В этом случае выбор того или иного варианта поведения опосредуется ассоциациями со знакомыми стимулами, «ценность» которых нам известна. Наблюдения за работой мозга испытуемых показали, что ключевую роль в принятии решений «по ассоциации» играет гиппокамп — отдел мозга, отвечающий за консолидацию (закрепление) воспоминаний. По-видимому, в ходе приобретения предварительного позитивного опыта гиппокамп привязывает представление о вознаграждении не только к тому решению, которое было непосредственно вознаграждено, но и к другим идеям или стимулам, которые с ним ассоциируются. По активности гиппокампа в момент приобретения положительного опыта можно предсказать, будет ли испытуемый в незнакомой ситуации принимать решения по ассоциации или действовать наугад.

• Ученые нашли причину провалов в памяти.
    15.06.2014

Изучалось то, как факторы окружающей среды влияют на память. Чтобы сделать исследование более прикладным, была взята ситуация, когда человек выходит из помещения и пытается вспомнить что-то с ним связанное. Эксперименты проводились с участием студентов-добровольцев. В числе опытов был, например, такой: испытуемым предлагалось брать со стола различные предметы и прятать их в ящички. В первом случае для выполнения задания добровольцы должны были выходить из комнаты, во втором — нет. При этом в обоих случаях стол с предметами и ящички находились на одинаковом расстоянии.

• Во сне мозг может запоминать большие объемы информации.
    13.06.2014

Широко известно, что во время сна многие функции головного мозга отключаются, в то время как другие продолжают функционировать. Мозг очень часто продолжает отслеживать ситуацию, происходящую вокруг, при этом в достаточно поверхностной форме. Так, в частности на сегодняшний день было проведено множество ситуационных исследований, где, к примеру, пациентов во время сна медики кололи булавкой в руку.

• Курение и алкоголь ускоряют процесс старения мозга.
    09.06.2014

Если у человека имеются проблемы с алкоголем и он, к тому же, курит, то его мозг начнет стареть раньше по сравнению с мозгом людей без никотиновой зависимости. Данная связка двух пагубных зависимостей дает больше проблем с памятью, трудностей при решении задач и негативно влияет на скорость мышления.

• Гипноз - спасение при бессоннице.
    07.06.2014

Люди, страдающие бессонницей или просто спящие некрепко, могут значительно повысить качество сна за счет гипноза, говорится в отчете журнала Sleep. Университет Цюриха доказал: гипноз способен вообще избавить от необходимости пить снотворное, производящее неоднозначные эффекты, сообщает Huffington Post.

• Стволовые клетки могут восстановить мозг.
    05.06.2014

Стволовые клетки способны восстановить мозг, пришли к выводу австралийские ученые в своем новом исследовании, опубликованном в журнале Developmental Biology. В своей работе ученые из Технологического Университета Квинсленда в Брисбене предложили новый метод получения стволовых клеток из костного мозга и их последующей дифференциации в клетки мозга. Известно, что в отличие от других клеток организма, которые могут делиться и размножаться, клетки головного мозга умирают и это ведет к нейрональному повреждению, которое считается необратимым. В ходе исследования ученые изучили литературу по данной теме и сконцентрировали внимание на специфическом классе клеточных белков. Специалисты предположили, что этими белками можно управлять и направлять дифференциацию стволовых клеток костного мозга, способствуя их превращению в нейроны.